новостипрайс-листкартао паркетесоветы

 

 
О паркете.

Во все времена у разных народов обустройство пола было важнейшим элементом строительства жилых помещений. Кроме удобства и практичности большое внимание уделялось оформлению половых покрытий. Уже 3000 лет тому назад полы собирали из различных пород древесины. Еще в древние времена в Египте, Индии, Китае создавали прочные и красивые полы из дерева. Это была привилегия высших слоев общества, особенно в местностях, где дерева было мало и оно особенно ценилось. В наших областях деревянные полы стали элементом оформления помещения только после средних веков, и они проектировались и изготовлялись вместе с потолками и стенами. В XV веке для настилки пола использовались преимущественно строганные толстые половицы из мягких пород дерева, таких как ель, сосна, пихта. В средние века технология укладки деревянных покрытий получила еще большее развитие, и паркет стал неотъемлемой частью новых дворцов, замков, домов. В XVII веке художественный паркет достиг своего совершенства. Соединение отдельных половиц с помощью пазов и деревянных шпонок на предварительно настланном черном полу как раз в это время сделало возможным соединение "впотай". Само слово паркет происходит от французского "PARQUET", оттуда же пришла мода на фанерованный паркет для оформления помещений, а щитовые и мозаичные паркеты в замках времен барокко и рококо кажутся наивысшем творческим достижением в этой области. В общественных зданиях древней Руси полы бывали деревянные, из гладких керамических поливных плиток и мозаичные. Но самое большое распространение в России получил деревянный пол из досок, "деревянных кирпичей" и художественный щитовой паркет. Начиная с XVI века, полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название " в елочку", а сам пол или мост назывался "косящатым". Клепки обычно лежали на грубо распиленном основании из мягкой породы, большей частью сосны. В XVII веке паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет делали и раньше: Дмитровский собор во Владимире, Храм Василия Блаженного и Донской монастырь в Москве. Но к XVII веку он стал особенно искусен в художественном отношении. Преобразования Петра I совпали с исторической необходимостью выхода России на европейскую арену.

Лучшие мастера в то время трудились в московских мастерских Оружейной палаты. С началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга художественные идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. Из документов того времени можно узнать, что русские мастера использовали сначала дуб, чинару, самшит, ясень, бук, грушу. В дальнейшем ассортимент древесины значительно расширился, и наряду с местными породами стали широко применять дорогостоящие заморские сорта древесины. Художественные паркеты того времени изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также традиции древнерусского деревянного зодчества создали предпосылки быстрого развития художественного паркета в России. XVIII век открыл новую страницу в искусстве интерьера и художественной мебели. На грани столетий происходил перелом взглядов, переосмысливались культурные национальные традиции. Пожалуй, наиболее полно это проявилось в восприятии архитектуры и связанного с ней интерьера. Быстрая застройка Петербурга дворцами и домами знати требовала и новых приемов украшения жилища. Начавшиеся перемены опрокидывали общепринятые дотоле нормы и представления. Менялось все: архитектура зданий и их декор, мебель и полы, посуда и книги. Дворянство, выступившее законодателем и одновременно потребителем искусства, затрачивало огромные деньги на убранство интерьера, которое зримо свидетельствовало об общественном положении ее хозяина. Интерес к многочисленным новшествам все более приобретал практический характер. В начале и середине XVIII века паркет укладывается в стиле русского барокко. Наряду с местными отечественными породами: березой, орехом, сосной, лиственницей, кленом, дубом, буком, грабом, ясенем, вязом, грушей, яблоней, ольхой, можжевельником, карагачем и кизилем стали все более и более применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, причем среди них были также бразильские породы: якандра (вид палисандра), жикитба (шелковица), чефраз и другие. Из дорогих пород следует отметить на черное эбеновое дерево (называемое черной заморской березой), фиолетовое - палисандр, розовое - амарант желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное - цитронное, или померанцевое, карагач атласное, или сатиновое дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинару, белый и красный кипарис, тую, литьтерн, красный магон, самшит, и разные сорта бразильского сахандра. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетов. В зависимости от употребляемых материалов и паркеты носили различные названия: цветные (т.е. набранные из привозного дерева), полу цветные штучные, (набранные из местных пород) и дубовые. Все они изготавливались отдельными щитами, поэтому и самый паркет назывался щитовым. Щит обычно состоял из основания так называемого фундамента, сбитого из сосновых досок, на которых наклеивалась фанера того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывались на решетку из сухих прочных брусьев, при этом применялись специальные врубки, обеспечивающие прочность конструкции. Уже в конце столетия стиль барокко сменяет стиль русской классики. В этих новых паркетах линии рисунка, еще удерживая некоторую изнеженность и грациозность, избавляются от бурной динамики и эксцентричности, которые присущи стилю барокко. В орнаментике стали преобладать классические мотивы, простота и логичность. Сдержанная скромность паркета соответствует всему декору интерьера, основа которого строится на ордерности. Вместо ярких красок и богатства позолоты начинают господствовать бледно-розовые, светло-голубые, светло-зеленые, сиреневые тона. Эта тенденция еще глубже прослеживается в начале XIX века, вместо изысканных линий рисунка паркета окончательно укрепили свои позиции простые линии, чистые контуры и правильные геометрические формы, а в композиционном построении - строгая симметрия. Спокойный рисунок, четкая и сильная линия стали основой интерьера. Орнамент, подчеркивая гладь стены, давался без всяких обрамлений. Стремление к грации и интимности, свойственные русской классике XVIII века, отходит на задний план. Все устремления в декоративном искусстве на отображение героики и своеобразно осмысленной классической древности. Паркет приобретает суровую геометричность: то сплошные шашки, то круги, то квадраты или многоугольники с членением их узкими полосами в различных направлениях. Фриз с рисунком, большей частью меандра, подчеркивал строгость композиции. Во второй половине XIX века интерьеры с их декором и художественно обстановочным комплексом в, так называемых, стилях неоренессанса, ориентализма неорококо и пр. Все производство паркета вплоть до конца XIX века выполнялось ручным способом. Лишь к началу XX века ряд фабрик приступил к массовому промышленному производству простых паркетных планок из различных пород древесины. Фабричные паркеты получили наибольшее распространение во второй половине XIX века. В 70-х годах XIX века в Петербурге было три фабрики, изготовлявшие паркеты: "Машинная фабрика, основанная в 1866 году" Беляева, "Паркетная фабрика", существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрикой Симлер. В Москве в XIX веке было восемь паркетных фабрик. В начал XX века было организованно несколько фабрик: пять - в Москве, две фабрики - в Новгородской и две в Петербургской губерниях. Наконец, следует отметить, что по данным справочного издания "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи" в 1914 году паркет в России изготовляли на 85 предприятиях. Русский паркет XVIII и XIX веков являются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и высокохудожественных паркетов как в России. Культура рисунка и производства паркета, проектировавшегося архитекторами, была доведена до непревзойденного совершенства. В конце XIX, начале XX появились еще новые стили: псевдорусский модерн и неорусский стиль. Деревянный пол обладает большими преимуществами: сохранением тепла, упругостью, легкостью обработки и дешевизной. Полы из массива дерева - это любовь на всю жизнь. Натуральное дерево живет и дышит. Никакое искусственное изделие не сможет создать такую уникальную атмосферу и уют, как паркет из массива дерева. Прочность, долговечность и простота ухода - вот преимущества натурального дерева.
   
   
   
 

MAFIA's Top100


webmaster K.Kalinsky 2001 "Паркетные традиции"
Hosted by uCoz